Вилейка. Метафизические пропасти на карте Беларуси

Автор: Андрей Диченко
Оригинал статьи: http://dzichenka.livejournal.com/46695.html#cutid1
Публикуется с разрешения автора

Если посмотреть на двухмерное изображение карты Европы, то в огрубленной форме, порождаемой глубинами воображения, Беларусь можно представить в качестве треугольника, вписавшегося в одну из шести частей света.

Но если вдруг вы оказались точкой на плоскости этого странного пространства, то трехмерная реальность этой диковинной страны, которую европейский обыватель часто путает с соседствующей Россией, предстанет перед вами в виде лесистой туманности, во тьме которой мелькают огоньки обитающих здесь людей. Каждый, кто бывал под куполом этой Республики, непременно назовет основное ее сосредоточение – город Минск. Столица под свинцовым небом Восточной Европы. Население столичного города, который выглядит не малым (но и мегаполисом никогда не станет), является пестрящим конгломератом человеческого материала со всех областей Беларуси. Одним из таких поставщиков homo-кадров является странный город в ста километрах на запад. Город, чья легенда и энергетика сами по себе рождают неоднозначность. А на стыке двух несоответствий, генерируется выброс метафизической материи, которая тонкой пленкой покрывает собой воплощенные в тела души людей.

Астионим города Вилейка, как полагают исследователи, произошел от потамонима. Город носит название от реки, рассекающей его, или же плавно огибающий, если смотреть под разными углами на панораму этого странного места. Для представителя столичной интеллигенции или любого другого класса, этот город не значит абсолютно ничего. Обычная точка с небольшим народонаселением, коих в Республике подавляющее большинство, безликих и захлебывающихся в поглощающей гравитацию серости.

Вилейка, как и любое место на земле, беспощадно прокрученное в жерновах истории, в незапамятные времена обзавелось собственной легендой, передаваемой из поколения в поколение кластерами народной памяти. Некая древняя княжна Вилия в странное и смутное время была скреплена любовью с добрым молодцем, имя которого мне неизвестно. И как это часто бывает и обыгрывается во второсортных драмах, молодой человек в поединке со смертью потерпел поражение, чем вызвал оглушающие децибелы страдания у представительницы слабого пола. Страдания приобрели физическую форму – девушка окаменела и наплакала целую реку Вилию, на берегах которой в атмосфере скорби и печали этот город выстроился.
Сегодня Вилейка это город с незабываемой атмосферой.

Каждый новый посетитель, занесенный в ленте времени 21 века в этот небольшой уголок частных домов и нескольких многоэтажек, обязательно отметит больничную чистоту и аккуратность улиц. Выкрашенные заборы, церковь и костел, соседствующие с одиноким вождем мировой коммунистической революции. Люди, словарный запас которых частенько при произношении приправляется исконно белорусскими особенностями речи, будут с вами приветливыми и разговорчивыми. Но стоит задержаться в городе на относительно недолгий срок в рамках человеческой жизни, как местами поверхностная пленка относительного спокойствия покрывается пятнами трансцендентного хаоса.

Я не родился там. Можно сказать, что я вообще не по своей воле оказался в эпицентре этого полигона энергетических войн. Помнится, в свою школьную юность, в одну из холодных ноябрьских ночей вместе с подругой, от появления на свет до текущего дня нареченной Лизаветой, мы решили прогуляться к берегу реки по обмороженной траве в компании с порывистым ветром. Когда нам светила только Луна, мы вдвоем ощутили странную тишину пространства, в вакууме которого сами люди был лишними. Мы сидели возле реки и молчали, а где-то далеко на фоне туристом мимо этих мест проходил товарняк. В эти мгновения Лиза повернулась ко мне и спросила «Ты ощущаешь Андрей, что само время тут течет по-другому?». Вопрос оказался риторическим. Ибо ответом на него были рецепторы организма, которые будто ощущали поток странных, нечеловеческих по происхождению знаний, которые пронизывают всю твою земную сущность, рождая в опаленном воображении странные картины. Полотно человеческих судеб, отраженное в призме многомерных пространств вне времени.

Один человек мне рассказывал, что рядом с Вилейкой находится пятая по мощности в Европе аномальная зона. Говорил, что раньше там видели странные шары, курсирующие вопреки аэродинамическим законам и небесные явления, которые только с натяжкой можно назвать оптическими иллюзиями. Мне кажется, что весь город – это сплошная аномальная зона, при погружении в которую начинаешь ощущать веяния чего-то запредельного. Вялотекущий наркотик, что не выводится из крови, но вывозится из этого отрезка воды и суши вместе с телом. Но даже после, так сказать, «извлечения себя» из этого субмира болотистой местности уголка Восточной Европы, ты ощущаешь отпечаток неизвестности в глубине «я».

Мне неведомо, каким был этот город в 60-ые или 80-ые года. Но мне кажется, что он всегда существовал всегда вне времени, его окружающего.

«Город мертвых» произнесет представитель столичного бомонда клише, которое очень удобно подходит для наименования почти каждого населенного пункта страны. Но только не для этого места. Скорее, «Мертвый город». Не потому что там вовсе нет жизни в ее биологическом толковании, а потому что этот город, словно привередливая воронка, всасывающая по своей спирали именно того, кто ей нужен, а не того, кто попался.

В свое время Юрий Мамлеев написал весьма странное произведение русской литературы «Шатуны». В некоторых кругах это нетленная рукопись нарекается классикой русской метафизической мысли. Мамлеевские персонажи обитают внутри гротескной реальности большинства, но двигательный аппарат их деяний приводится в действие извне, словно по зову абсолютного зла. Вилейка не является абсолютным злом, так как сами категории абсолюта или единичности к ней не подходят. Но она сама по себе может быть аутентичным персонажем, выросшим на постчеловеческой мысли, расквартированной вне реальности.

Share